Украинская правда
Экономическая правда

Как Костусев лишился одесского аэропорта

Дмитрий Денков, ЭП - Пятница, 19 Августа 2011, 13:30
Версия для печати Комментарии 13

Н ациональни стратегические объекты продолжают раздавать "эффективным собственникам". Если Фонд госимущества должен в таких случаях придерживаться всех строгих предписаний , то местные органы делают это без лишней суеты и тягостных конкурсов.

Именно так этим летом одесская община потеряла контроль над своим аэропортом. Коммунальное предприятие теперь принадлежит неизвестным "оффшорным" бизнесменам.

Соответствующее решение в пользу компании "Одесса ейрпорт девелопмент" в июле принял Одесский городской совет якобы для привлечения стратегического инвестора, который реконструирует аэродром.

Несговорчивые австрийцы

Техническое состояние аэропорта "Одесса", построенного 1961 года для военных нужд, давно нуждался в реконструкции. Последние определяющие перестройки в нем осуществлялись еще в советские времена.

Основная проблема объекта - неудовлетворительное состояние покрытия и короткая взлетно-посадочная полоса, длина которой составляет 2 800 метров. Поэтому аэропорт не может принимать среднемагистральные самолеты Boeing 737-800.

Запущенным местные власти называют и аэровокзальный комплекс.

Здание аэровокзала в 1982 году. Фото с сайта Одесского аэропорта

Одесский аэропорт сегодня. Фото ТСН

Еще три года назад за возможность инвестировать в аэропорт "Одесса" готовы бороться около десяти публичных иностранных и отечественных компаний.

Первые попытки привлечь инвестора местные власти осуществили 2008 года, когда мэром города был Эдуард Гурвиц. Тогда о своей готовности принять участие в конкурсе заявили Венский аэропорт, испанская компания Elecnor SA. и детище харьковского бизнесмена Александра Ярославского "Нью систем АМ".

Фаворитами считали австрийцев, впрочем зря. Городская власть выбрала малоизвестное ООО "Гепард-плюс". Впоследствии оказалось, что у него есть влиятельный учредитель - фирма "Новапорт". Последняя принадлежит российскому бизнесмену Роману Троценко, среди активов которого - новосибирский аэропорт "Толмачево" и челябинский "Баландина".

Россияне пообещали потратить на модернизацию аэропорта 265 миллионов долларов. Однако позже сумма похудела на 100 миллионов. В итоге город и "Гепард-плюс" не достигли согласия , и результаты конкурса в середине 2009 года отменили.

Победу российского инвестора одесские депутаты объясняли тем, что основные инвесторы на втором этапе конкурса отозвали заявки. В частности, так поступили австрийцы, испанцы и Ярославский.

Украинский бизнесмен объяснил, что для его компании "проект потерял привлекательность с точки зрения бизнеса". Венский аэропорт, говорят, отказался из-за кризиса, однако есть основания в этом сомневаться.

Собеседник "Экономической правды", который представлял австрийцев в переговорах с одесскими властями, говорит, что его клиенты были заинтересованы в проекте, и Гурвиц неоднократно посещал Вену на их приглашение.

На вопрос, почему же венцы отказались, он ответил так: "Причина достаточно банальна: австрийцы не работают с" откатами ", поэтому и убежали".

Заместитель председателя Одесского облсовета Алексей Гончаренко в интервью "Украинской правде" заявил, что провал с реконструкцией аэропорта стоил городу права принимать "Евро-2012". Сногсшибательное решение относительно городов-хозяев чемпионата было принято в Бухаресте раз после того, как основные инвесторы отозвали свои заявки.

Дежа-вю по-одесски

Но после возни с австрийцами, история с одесским аэропортом не закончилась. Новая одесская власть во главе с мэром Алексеем Костусевым спровоцировала новый скандал.

8 июля сессия городского совета проголосовали за создание нового предприятия - ООО "Международный аэропорт" Одесса ", контрольная доля которого будет принадлежать частной структуре" Одесса ейрпорт девелопмент ".

Городская власть внесла в уставный фонд имущество аэропорта без взлетной полосы. Эти активы одесская организация "Бюро Маркуса" оценила 118 миллионов гривен, что составляет 25% в ООО, хотя одесские чиновники соглашались и на 22% .

Инвестор обещает потратить на реконструкцию аэропорта 180 миллионов долларов. Начать работы планируется в начале 2012 года. На первом этапе - продлят взлетно-посадочную полосу до 3 200 метров и построить терминал, который позволит увеличить пассажиропоток с 800 тысяч до 1 миллиона человек в год.

Вторая очередь предусматривает строительство сопутствующей инфраструктуры и модернизации существующего терминала, что позволит аэропорту обслуживать 4 миллиона пассажиров в год. Строительство продлится до 2014 года.

Таким должен быть аэропорт в 2014 году. Источник: "Сегодня"

За создание нового юридического лица голосовали только представители Партии регионов. Другие фракции, в том числе провластные, отказались поддерживать проект, подчеркивая его непрозрачности.

Зато мэрия с самого начала поддерживала и всячески пришвидшувала этот процесс. Даже тендер на поиск инвестора для чиновников оказался лишним.

"Проведение конкурса могло оттянуть на долгое время обновления аэровокзального комплекса, а без инвестора городу понадобилось бы на это 15 лет", - подчеркнул заместитель городского головы Николай Ильченко.

По словам Костусева, без инвестиций реконструировать аэропорт город не может. "Только на ремонт взлетной полосы нужно 100 миллионов долларов", - жалуется мэр.

Сладкая перспектива

Сомнительное решение Одесского горсовета обусловило появление в Украине второго частного аэропорта. Как известно, владелец группы "Приват" Игорь Коломойский 2009 приватизировал аэропорт в Днепропетровске. Другие аналогичные объекты принадлежат городам или государству.

Впрочем, владелец группы "Приват" мог бы позавидовать новым владельцам аэропорта "Одесса". Они получили в свое распоряжение аэродром, которое по частоте и количеству вылетов вторым в Украине после "Борисполя".

В первом квартале 2011 года количество обслуженных предприятием рейсов выросло на 7%. Хотя его финансовые показатели не раскрываются, но депутаты утверждают, что аэропорт "Одесса" - самая прибыльная коммунальное учреждение.

Директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава подтверждает перспективность инвестиций в объект. "Это второй аэропорт по показателю пассажиропотока, и он, несомненно, входит в" четверку "лучших в Украине. Бы был открытый конкурс, желающих было немало", - подчеркнул он.

Председатель Мининфраструктуры Борис Колесников тоже не понимает, почему такое мощное предприятие отдали неизвестно кому.

"Если вам этот аэропорт не нужен, отдайте его Фонда госимущества, пусть выставит его на конкурс. При этом объект отдается какому-то инвестору, который завтра перепродаст его, а мучиться будут простые пассажиры", - заявил он.

Бонусы для местных

Удивление вице-премьера понятен: в решении города о сотрудничестве с фирмой "Одесса ейрпорт девелопмент" есть немало противоречивых нюансов.

Во-первых, многие депутаты местного совета не согласны с оценкой имущества аэропорта "Одесса". По их словам, когда объект готовил к продаже Гурвиц, его оценивали 400 миллионами гривен, что втрое превышает нынешнюю цифру.

Во-вторых, удивляет выбранная форма сотрудничества: бизнесмены получают абсолютный контроль в общей компании через владение преобладающей долей.

Старший юрист ЮФ "АНК" Артем Волков пояснил, что обычно общее собрание ООО принимающих ключевые решения относительно деятельности предприятия - распределение доходов или внесения изменений в устав.

"Компания, которая имеет 75% в уставном фонде ООО, может провести общее собрание и
при отсутствии остальных участников. Даже если они будут присутствовать, их мнение не повлияет на решение основного участника, поскольку решение принимается простым большинством голосов ", - отмечает он.

По словам Кавы, выбранная одесскими чиновниками форма сотрудничества с инвестором не соответствует мировому опыту. В большинстве случаев предпочтение отдается механизму концессии.

В-третьих, в отличие от прежних претендентов на аэропорт, о его нынешних владельцев сих пор ничего неизвестно, кроме того, что уставный фонд фирмы "Одесса ейрпорт девелопмент" не превышает 1 тысячи гривен.

По словам Ильенко, "эта компания создана под определенный проект, а уставный фонд материнской структуры составляет 1 миллион фунтов стерлингов".

Основателем "проектной" организации является одноименная лондонская фирма, за которой стоят две офшорные компании - с Кипра и Британских Виргинских островов. Использование таких цепочек - обычное явление для украинского бизнеса.

Александр Грановский
Как пишет местная пресса, ссылаясь на собеседника в мэрии, за этой ширмой скрываются одесские предприниматели Александр Грановский и Борис
Борис Кауфман
Кауфман.

Эти бизнесмены известны в масштабах Украины, но достаточно влиятельные в одесском регионе. Они - давние компаньоны, и свои доходы заработали еще в начале 1990 года. Сейчас этот тандем миллионеров владеет концерном "Оверлайн", диапазон интересов которого - финансы, вино-водочная промышленность и девелопмент.

Бизнесменам принадлежит Финбанк, который по объему активов входит в последней, четвертой, группы банков. В империи Грановского-Кауфмана принадлежат Первый ликеро-водочный завод - ТМ "Мягков", и Одесский завод шампанских вин.

Впрочем, приоритетом для них остаются девелоперские проекты - офисная, жилая и гостиничная недвижимость. В 2010 году компания Кауфмана даже победила в конкурсе на участие в реконструкции Храма гроба Господня в Иерусалиме. Однако, похоже, бизнесмены готовы перепрофилироваться и у строителей аэропортов.

Все о: аэропорты , авиация , транспорт

Комментарии - 13

Valerian Grabovski _ 22.08.2011 14:01
IP: 193.107.136. ---
адесса-матушка,
нам все па фени
давай бабло считай
средства в карман суй
а что патом? ее 7
все знает пракурор!
NestorMakhno _ 21.08.2011 14:07
IP: 77.120.129. ---
stopper:
Меня смущает цифра 4000000 пассажиров в год. Считаем: 4000000 разделить на 365 дней - получаем 11000 пассажиров в день. Разделим на среднюю вместимость самолета 100 пассажиров, получаем 110 самолетов в день или 5 самолетов в час. Где набрать столько богатых УКРАИНЦЕВ, способных купить билет на самолет?
===
Где ты увидел 4 млн.? ... "... Пассажиропоток с 800 тысяч до 1 миллиона человек в год ..."
stopper _ 21.08.2011 8:43
IP: 94.178.29. ---
Меня смущает цифра 4000000 пассажиров в год. Считаем: 4000000 разделить на 365 дней - получаем 11000 пассажиров в день. Разделим на среднюю вместимость самолета 100 пассажиров, получаем 110 самолетов в день или 5 самолетов в час. Где набрать столько богатых УКРАИНЦЕВ, способных купить билет на самолет?
budjk _ 20.08.2011 23:49
IP: 95.111.200. ---
Аэропорт избавился, прибыль в офшор загнал.
Dolento _ 20.08.2011 10:14
IP: 213.231.9. ---
jatagan:
Уважаемый! Где Вы видите в Одессе народ? Здесь бал правит кацапня, пришельцы-колонизаторы, украинская стали хохлы, прислуживают и обслуживают эту нечисть!