Банки вспомнили старенькые недобрые времена

Банки вспомнили старенькые недобрые времена

Банки, оказавшиеся в предбанкротном состоянии, изобретают новые методы сокрытия денежных заморочек. Чтоб не демонстрировать неисполненные обязательства перед клиентами, являющиеся основанием для отзыва лицензии Банком Рф, банки используют вексельные схемы. Клиентам предлагают поменять неисполненные обязательства банков их векселями. Такие схемы применялись в период массового банкротства банков во время кризиса 1998 года и использовались для вывода активов.

Росэнергобанк, с конца октября испытывающий трудности с исполнением обязанностей перед клиентами (см. "Ъ" от 5 ноября), пробует решить их за счет использования вексельных схем, позволяющих банку скрыть реальный объем неисполненных обязанностей. "На сумму "зависших" в банке платежных поручений менеджеры банка предложили приобрести его векселя, отметив, что так предлагают решать трудности всем клиентам-юрлицам",- поведала "Ъ" Марина Белова, гендиректор ООО "С-Тренинг", являющегося клиентом Росэнергобанка. Аналогичное предложение от Росэнергобанка получал и гендиректор ООО "Музиздат" Александр Трубицин, которому банк предлагал векселя не только лишь на "сумму обязанностей", да и на "вероятные новые поступления на счет". При всем этом, по его словам, банк предложил выдать векселя на 90% от суммы неплатежей, а оставшиеся 10% получить средствами. Сразу, по словам госпожи Беловой, банк по своей инициативе возвращает клиентам на счета непроведенные налоговые платежи.

И то, и другое позволяет банку не сформировывать картотеку неплатежей, констатируют юристы, куда попадают неисполненные клиентские поручения, в том числе и на уплату налогов. "Наличие таковой картотеки является подтверждением того, что банк не исполняет свои обязательства,- объясняет партнер юридической компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов.- Если подтверждено, что банк не исполняет обязательства выше 14-ти дней, ЦБ должен отозвать у него лицензию".

Банк таким макаром пробует избежать отзыва лицензии, так как в случае конвертации неисполненных обязанностей в векселя у Банка Рф не появляется формальных оснований для внедрения последних мер воздействия, показывает государь Дубов. Ранее банки для избежания заморочек с клиентами предлагали им переводить средства со счетов юрлиц на счета их служащих (см. "Ъ" от 11 ноября). Таким макаром создавалась дополнительная нагрузка на фонд страхования вкладов более чем в 300 млн руб., говорится в сообщении Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Такие операции выявлены в Эконацбанке, Мира-банке, банках "Евразия-центр", "Сахалин-Вест" и "Премьер", лицензии которых были отозваны в разгар денежного кризиса. Выплачивать страховое возмещение по искусственно сделанным перед отзывом лицензий вкладам АСВ не собирается, в отношении управления целого ряда банков уже возбуждены уголовные дела.

Но совершенно точно систематизировать деяния Росэнергобанка как легитимные либо противозаконные опрошенные "Ъ" специалисты затрудняются. "Замещение одних клиентских требований к банку другими может являться легитимным методом разрешения заморочек с ликвидностью, если у банка есть план по предотвращению банкротства и он хочет расплатиться с кредиторами. Если же подобные деяния предпринимаются для сокрытия от регулятора факта задержек в проведении расчетов, чтоб избежать внедрения мер воздействия, то не исключено, что эту отсрочку банк может попробовать использовать для вывода активов перед банкротством",- гласит 1-ый замгендиректора АСВ Валерий Мирошников. "Такие схемы применялись в период массового банкротства банков во время кризиса 1998 года и использовались как раз для вывода ликвидного имущества",- вспоминает один из банкиров. "Сказать, что происходит в банке по сути, можно будет, если у него, не дай боже, отзовут лицензию,- считает конкурсный управляющий банка "Диалог-Оптим" Андрей Сергеев.- Тогда спецы сумеют проанализировать ситуацию в банке и осознать, вправду ли банк до конца боролся за выживание и у него не вышло, либо же собственниками и руководителями двигали другие мотивы".

В самом банке происходящее не комментируют. Сотрудник call-центра Росэнергобанка Ира (фамилию она именовать не стала) отказалась впрямую соединить корреспондента "Ъ" с управлением банка и даже сотрудником пресс-службы. На письменный запрос "Ъ", отправленный по электрической почте на имя предправления Алексея Николаенко, получение которого в банке подтвердили, вчера ответа не последовало. Главный спец отдела маркетинга Лена Сон заявила "Ъ", что отвечает з

Comments are closed.