Програмирование

«Самое главное — победить собственный страх, синдром провинциальной компании, когда ты убежден, что что-то „взрослое" можно создать только в Москве или Калифор­нии»,— говорит Сергей Рыжиков.

Десять лет назад в его компании работали только он и три партнера — Юрий Тушинский, Вадим Думбравану, Дми­трий Вальянов. Рыжиков тщательно скрывал от клиентов, что компания калининградская, завел сотовый с прямым московским номером, а клиентов принимал в офисе своего товарища Феликса Мучника, владельца компании Softkey. Квартиры в Москве у Сергея тоже не было, так что ночевал он в доме Мучника. «Среди программистов много людей, которые программируют ради программирования. Сер­гей другой,— описывает тот своего друга.— Он очень си­стемный парень: выбрал один проект и тащит его до логи­ческого конца. Это крайне сложный квест».

Квест Рыжикова — разработка CMS (Content Management System), или систем для создания сайтов. На рынке по­добных программ царит настоящий коммунизм. Самые популярные CMS-платформы — WordPress и Joomla! — рас­пространяются бесплатно. Сообщества программистов по всему миру создают софт с открытым кодом и выкла­дывают его в интернет. С другой стороны, производители бесплатного софта не осуществляют техподдержку, могут не выпускать обновления и не исправлять ошибки. «Такое ПО предназначено для энтузиастов, а не для бизнеса»,— убежден Рыжиков.

Рыжиков создал самую успешную в мире коммерческую CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом» (в основном ее ис­пользуют онлайн-магазины и интернет-представительства коммерческих фирм). Софт Рыжикова, по расчетам анали­тиков W3Techs, занимает 0,9% мирового рынка. По коли­честву работающих на CMS сайтов «1С-Битрикс» — 13-я в мире, но выше — только бесплатные системы.

ФЕЕРИЯ ЧЕРНЫХ ДЫР

Всю свою жизнь Сергей Рыжиков отказывался от выгодных проектов, чтобы в перспективе заработать еще большие деньги. В 1998 году выпускник факультета радиофизики и электроники Белорусского государственного универ­ситета Рыжиков возглавлял ИТ-отдел калининградского

Инвестбанка. Из-за кризиса затраты на ИТ урезали. Но Рыжи­ков под сокращение не попал — он уволился по собственному желанию, чтобы создать сайт jobcity.ru — аналог job.ru для профессиональных программистов. Сайт популярным не стал, зато его архитектуру и дизайн оценил владелец не­большой американской ИТ-компании Джон Мюллер. Американец предложил Сергею и его бывшим коллегам из банка заняться офшорным программированием. «Когда первые $2 тыс. шлепнулись на счет, это была феерия»,— вспоминает Рыжиков. Однако вскоре Рыжиков начал пони­мать, что его команда составляет 15% от числа сотрудников американской компании, а производит 70% объема работ. Все интеллектуальные права оставались у заказчиков. Тогда Рыжиков с партнерами стал создавать сайты для российских и немецких (помогло географическое распо­ложение Калининграда) заказчиков. Спрос на услугу был: в 2000 году в Рунете насчитывалось около 100 тыс. сай­тов, в 2004-м — уже 305 тыс. Но и конкуренция была вы­сока. В России тогда работали несколько тысяч веб-студий. Тем не менее в 2002 году «Битрикс» полностью отказа­лась от офшорного программирования для американцев. «Мы долго спорили с партнерами, но в итоге пришли к тому, что перспективы дороже денег»,— вспоминает Сергей.

Он верит в теорию «энергетической компании», по кото­рой одни люди дают бизнесу энергию, и их надо всячески поддерживать, а другие являются «черными дырами». Пер­вый признак «черной дыры», по Рыжикову,— это самопиар, когда человек утверждает, что без него все встанет.

В начале 2000-х такие «черные дыры» угрожали практиче­ски каждой веб-студии. Большинство игроков разрабаты­вали сайты на доморощенном софте, который был понятен лишь его авторам. Владельцы сайтов попадали в зависи­мость от веб-студий, а те в свою очередь — от собственных программистов.

Решением проблемы мог стать универсальный коробочный продукт. «Среди веб-студий тогда было модно создавать собственные CMS. Многие пытались упаковать их в „ко­робку" и продавать»,— вспоминает Дмитрий Васильев, ди­ректор компании NetCat, которая является вторым после «Битрикс» игроком на рынке платных CMS в России. «Битрикс» тоже оказалась в числе многих, разработав два коробочных продукта — «Инфо-портал» и «Арендуемые ма­газины». Он пытался продавать их через другие веб-студии. Однако тут же проявился конфликт интересов. «Веб-студии видели в нас конкурентов,— говорит Рыжиков.— Они ре­ально боялись, что крупные заказчики пойдут напрямую

к производителю софта». По этой причине продавался софт неважно. Тогда Сергей Рыжиков пошел на новую жертву. Он отказался от создания сайтов, а веб-студию закрыл, хотя это направление приносило ему 60% выручки.

АНТИКОНКУРЕНТ

—    Зря мы приехали, по слухам, они уже выбрали партнера для создания сайта,— сказал гендиректор веб-студии Qsoft Михаил Токовинин на пороге офиса «Эльдорадо».

—   Ну тогда давай «звездить», чтобы они пожалели, что вы­брали не нас,— ответил Сергей Рыжиков.

«Битрикс» больше не занималась созданием сайтов, но по- прежнему получала предложения участвовать в тендерах. Эти заявки она стала передавать другим веб-студиям бес­платно с одним условием — если контракт срастется, те бу­дут использовать коробочные решения «Битрикс».

«Первое время все искали подвох: „Ты отдаешь мне кли­ента, но зачем?“ Затем, что хочу продавать продукт,

Инфографика: Наталья Цыбулина

а не услугу»,— объясняет Рыжиков. Кстати, «звездить» у него получилось — для своего интернет-магазина «Эльдо­радо» выбрал платформу «Битрикс». Внедрял ее Qsoft. Про­ект стоил около $500 тыс., из которых «Битрикс» получила лишь 50 тыс. руб. «Всем, кто оказался в партнерской сети „Битрикс“ в тот момент, в каком-то смысле повезло»,— го­ворит Токовинин. Продажи «коробок» стали стремительно расти и уже к концу 2004 года компенсировали упущен­ную прибыль от закрытия веб-студии. У «Битрикс» было 300 партнеров. В 2005 году их число перевалило за 1,2 тыс. Дмитрий Васильев из NetCat убежден, что именно отказ от создания сайтов сделал продукт «Битрикс» столь попу­лярным — партнеры начали ему доверять. Сам Васильев ре­шил продать свою веб-студию «Аист» лишь в прошлом году и теперь жалеет о потерянном времени.

Впрочем, дело еще и в активной рекламе. Около 10% вы­ручки «Битрикс» всегда тратила на продвижение своих программ в специализированной прессе, в интернете и на выставках. Сергей Рыжиков продвигал B2B-Брэнд

Продолжение завтра

 

Comments are closed.
для архитекора в Москве .