Бюджет-2010 канул в лето

Бюджет-2010 канул в лето

На совещании у Дмитрия Медведева, посвященном представленному им вчера правительству экономному посланию, подтвердились худшие опаски по поводу реформы экономного процесса. Бюджет-2010 поступит в Госдуму только в октябре, расходы бюджетов 2011 и 2012 годов будут частично "условными", правительство готово серьезно увеличивать госдолг, сберегая ресурсы запасного фонда, и готово "корректировать" запланированный ранее рост соц расходов.

Вчера президент Дмитрий Медведев провел совещание с правительством, в процессе которого представил экономное послание. Само совещание проходило в закрытом режиме, открытым было только выступление президента. Все послание он не зачитывал, но коротко представил главные позиции, на которых будет строиться бюджет на последующий год и до 2012 года. После чего совещания текущую экономную политику откоментировали премьер-министр Владимир Путин, вице-премьер Алексей Кудрин и ассистент президента Аркадий Дворкович. По итогам совещания стало разумеется: бюджет на 2010-2012 годы будет готовиться сейчас уже не в антикризисном, а в по-настоящему кризисном режиме.

Напомним, 30 апреля президент решил начать лично представлять экономное послание президиуму правительства. По Экономному кодексу "в экономном послании президента определяется экономная политика РФ на очередной денежный год и плановый период". Ранее президент на публике озвучивал в Кремле огромное послание Федеральному собранию, экономное послание составлялось позднее и в письменном виде направлялось в Госдуму и Совет федерации - президент нигде на публике его ни в целом, ни в тезисах не озвучивал. Сейчас же оглашение "огромного послания" перенесено на осень, потому, как разъясняют в Кремле, решено повысить статус экономного послания.

Само по себе послание не содержало принципных новостей, не считая указания на ранее обсуждавшиеся темы налоговой реформы, требования повысить пенсии за счет реформы пенсионной системы. Все же оно растолковало закрытость экономного процесса-2010 ("Ъ" писал о нем вчера) и подтвердило данные "Ъ" о том, как будет готовиться бюджет 2010-2012 годов. К примеру, Дмитрий Медведев объяснил, что часть расходов бюджета на 2011 и 2012 годы следует бросить "условными". Напомним, без утверждения их в 3-х летнем бюджете это приостановит заключение части среднесрочных госконтрактов.

Владимир Путин, в свою очередь, подтвердил перенос сроков внесения бюджета-2010 в Госдуму с 26 августа на 1 октября.

Это объявление премьер сделал на последовавшем за совещанием у Дмитрия Медведева вечернем заседании президиума правительства, формальной темой которого было подведение итогов выполнения бюджета-2009 в первом квартале. Премьер, как и другие члены президиума, показал не достаточно энтузиазма к выполнению докризисной части бюджета: он сосредоточился на подготовке денежного документа на последующий год. Повышение сроков работы над бюджетом Владимир Путин растолковал необходимостью "изыскать возможность для увеличения эффективности расходов" в критериях последней волатильности и непредсказуемости на глобальных рынках и сначала на рынке нефти (отметим, в последний месяц стоимость на нефть размеренна либо даже вырастает). Другое разъяснение премьера - "Министерство экономического развития просит дополнительное время для анализа". Алексей Кудрин подтвердил, что Минэкономики представит макроэкономический прогноз для бюджета только в конце июня - начале июля 2009 года, а потом прогноз от Эльвиры Набиуллиной снова будет пересмотрен - в августе.

Вобщем, Минфин, похоже, на прогнозы Минэкономики уже не очень надеется. По словам государя Кудрина, правительство завершает "подготовку нового прогноза падения ВВП", и оно будет больше, чем предполагалось ранее. "В реальный момент мы получили по итогам первого квартала падение ВВП на 9,5%",- сказал Алексей Кудрин. Напомним, что по итогам 2009 года Минэкономики предсказывало падение менее чем на 2,2%. Вице-премьер также сказал, что Минфин хочет приготовить и внести в правительство главные характеристики бюджета, "включая доходы-расходы-дефицит, и главные направления, и ценности бюджета на 2010 год", в конце июня - начале июля, сразу с прогнозом Минэкономики. Исходя из сроков, бюджет-2010 будет подписан президентом не ранее конца октября - начала ноября: Дмитрий Медведев в послании объяснил, что бюджет-2010 будет исходить из наихудших прогнозов.

Судя по всему происходящему, тенденции весны 2009 года пока не дают правительству оснований возлагать на восстановление экономики
в четвертом квартале 2009 года, как думалось ранее. О том, каким подразумевается новый бюджет-2010, пока понятно только из послания и комментариев правительства и президента, но уже на данный момент ясно, что он будет очень жестким. И Владимир Путин, и Алексей Кудрин предупредили о "суровом размере" экономного дефицита-2009, который на данный момент составляет 7,4% ВВП и может в конечном итоге быть больше ожидаемого. По словам Алексея Кудрина, правительство собирается сокращать не только лишь госинвестиции, да и до недавнешнего времени святое святых - соцрасходы (глава Минфина прибег к политкорректному термину - "скорректировать"). Он привел и пример, объявив о том, что пенсии в 2010 году возрастут на 42%: ранее и президент, и премьер-министр объявляли о 45%. В основном Алексей Кудрин обещал срезать "программные расходы", не обещая равного дела ко всем получателям и предрекая "программкам второстепенной значимости" сокращение более 50%.

Сберегать предлагается даже прошлый суверенный фонд, разбитый в феврале 2008 года на запасный фонд (для финансирования недостатка бюджета) и фонд государственного благосостояния (для решения заморочек пенсионной системы). Дмитрий Медведев призвал наращивать госзаимствования в 2010 году с тем, чтоб запасного фонда хватило на большее время. Согласно прежним планам Белоснежного дома, последние средства запасного фонда должны быть потрачены в 2011 году, после этого черед, разумеется, был должен дойти до ФНБ - бюджет-2012 в старенькой версии также предполагался дефицитным. В конце концов, Аркадий Дворкович намекнул еще на один новый принцип экономного процесса - уход от чисто антикризисных трат. Разумеется, что и закрытость экономного процесса, и его твердость призваны защитить госрезервы от нарастающих требований поддержки как муниципального, так и личного бизнеса и населения.

КоммерсантЪ

Comments are closed.