Минфин адаптирует бюджет к безденежью

Минфин адаптирует бюджет к безденежью

Минфин опубликовал вчера проект базисного документа для экономных проектировок на 2010-й и два следующих года - "Главные направления экономной политики". Базисные принципы бюджета на 2010 год - "адаптация" экономики госрасходами к понижению доходов, продолжение обвала импорта и экспорта в ситуации стагнации, резвый рост госзаимствований, проведение пенсионной реформы в разгар экономического кризиса.

Вчера Минфин опубликовал доработанный после его утверждения 30 июля правительством проект "Главных направлений экономной политики" - "идейной" части бюджета на 2010 и 2011-2012 годы (в октябре 2009 года его должна принять Госдума). Последний прогноз Минфина ранее был известен только в версии двухнедельной давности.

Формально конфигурации цифр в прогнозах Минфина невелики. Прогноз недостатка федерального бюджета-2010 зафиксирован в 3,4 трлн руб. (в прежней версии 3,2 трлн руб.), либо 7,5% ВВП. Доходы снизятся с 17,1% ВВП в 2009 году до 15,7% ВВП в 2010-2011 годах и 15,5% ВВП в 2012 году. При всем этом расходы бюджета, в 2009 году оцениваемые в 25,9% ВВП (в 2007-2008 гг.- 18,1-18,2% ВВП), в 2010 году составят 23,2% ВВП, дальше запланировано их понижение до 20% ВВП в 2011 году и практически до предкризисного уровня в 18,5% ВВП в 2012 году. Минфин разъясняет эту стратегию необходимостью адаптации экономики к кризисным условиям.

Феноминально, но наикрупнейшей антикризисной тратой-2010 станет финансирование возросшего недостатка Пенсионного фонда, появившегося из-за решения правительства наращивать ставки платежей в социальные фонды (сначала пенсионный) только с 2011 года. Отказ от увеличения в 2010 году бывшего ЕСН и предстоящее финансирование недостатка расширенного бюджета в 2010-2012 году за счет запасного фонда и фонда государственного благосостояния (1-ый исчерпается в 2010 году стопроцентно, от второго в 2012 году останутся 655 миллиардов руб. "неснижаемого остатка" средств, размещенных в ВЭБе, и около 300 миллиардов руб. свободных средств) преследуют, на самом деле, одну цель: рост средней пенсии в 2010 году на уровень 38% к средней заработной плате против 24% на данный момент. При этом Минфин прямо гласит об угрозы новых заморочек пенсионной системы уже в 2014-2015 годах: перспективы длительного баланса в ней туманны.

Обязательства РФ, "подлежащие выполнению в полном объеме" (в экономной росписи они на первом месте), увеличатся в 2010 году на 23% - с 3,192 трлн руб. до 3,925 трлн руб. Наибольший рост расходов - более чем в два раза, на 129% - предусмотрен как раз на обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда (1,166 трлн руб. против 354 миллиардов руб. в 2009 году, рост на 812 миллиардов руб.); дальше идет выплата госпенсий - 253 миллиардов руб. против 180 миллиардов руб. в 2009 году, рост на 40%. Да и вне пенсионного проекта бюджет на 2010 год остается очень напряженным: концепция "адаптации к кризису" не позволяет резко уменьшить расходы, ожидания на которые и в обществе, и в госаппарате сформированы на пике цен на нефть. В системе межбюджетных трансфертов решено сохранить объемы трансфертов регионам в 2010 году на уровне 1 трлн руб.

Дальше в перечне расходов - выделение экономных ассигнований на реализацию приоритетных направлений госполитики (раздел, в каком предполагалась экономия экономных средств и перераспределение расходов). Но и здесь расходы возрастут к 2009 году на 94 миллиардов руб., либо 2,9%, с 3,245 до 3,339 трлн руб. Так, ассигнования по нацпроекту "Здоровье" увеличены на 12% со 102 до 115 миллиардов руб. "Образование" растеряет 41% финансирования, либо 11,1 миллиардов руб.- после 27,1 миллиардов в 2009 году в 2010-м на него хотят издержать только 16 миллиардов руб., но почти во всем резервы в финансировании обусловлены демографическими особенностями 2010-2012 годов). Сокращены расходы на "развитие транспортной системы" (-25 миллиардов, либо 8% средств 2009 года), "поддержку АПК" (-0,6 миллиардов), но статья "подготовка особо важных интернациональных проектов" (проведение Олимпийских игр в Сочи, Универсиады в Казани, саммита АТЭС во Владивостоке) вырастет со 136 до 226 миллиардов руб.

Раздельно необходимо отметить гособоронзаказ: его финансирование в 2010 году составит 101,2% к уровню 2009 года с сохранением этого уровня в 2011 и 2012 годах. При всем этом закупки продовольствия прирастят на 25,6% от уточненного гособоронзаказа 2009 года, что "связано с повышением числа военнослужащих" и ростом цен. Другие оборонные расходы попали под "оптимизацию" и составят 76,2% от объема 2009 года. В конце концов, расходы на федеральную адресную вкладывательную программку (ФАИП) и ФЦП сокращаются, но очень медлительно - с 1,15 трлн руб. в 2009 году до 1,032 трлн руб. в
2010 году. Настолько мягкое сокращение расходов на ФЦП и ФАИП - компромисс меж идеологами "плана-2020" в Белоснежном доме и сторонниками экономии. При всем этом в 2010 году восстановится финансирование инвестфонда - по этой полосы израсходуют 35,4 миллиардов руб.

Несущественное, беря во внимание масштабы падения доходов бюджета, сокращение расходов Белоснежный дом подразумевает оплатить резвым ростом госдолга. В 2010 году подразумевается привлечь наружных займов на 649 миллиардов руб. (около $20 миллиардов), на внутреннем - 962 миллиардов руб. (около $30 миллиардов, в сумме, разумеется, учитывается эмиссия ОФЗ для докапитализации банковской системы). В 2010 году займы составят 2,3% ВВП, в 2011 году - 2,7%, в 2012 году Минфин подразумевает понижение до 1,6% ВВП. При всем этом ведомство показывает: активные займы РФ на рынке могут разрушить интересам компаний, также предполагающих занимать.

Хотя Минфин считает уровень долговой нагрузки бюджета низким, резкий рост займов к 2011 году вызывает больший скептицизм экономистов. Юлия Цепляева из Merrill Lynch считает, что на техническом уровне займы такового размера вероятны, но переход РФ к "брутальной" политике займов может привести и к понижению кредитного рейтинга страны, и к росту ставок выше 8% годичных. Она считает, что длительная стратегия "приобретенного" недостатка бюджета РФ в 3-4% ВВП в год при финансировании его займами полностью возможна: "К 20-му году Наша родина полностью может иметь суверенный долг в размере 45% ВВП". А Евгений Гавриленков из "Тройки Диалог" считает такового размера займы РФ "мистическими" и предлагает не относиться к документу Минфина серьезно. По его воззрению, в марте 2010 года "начнется новый экономный процесс" - пересмотр уже принятого бюджета.

Пока же корректируются даже числа 2009 года. Так, вчера начальник управления таможенных доходов ФТС Борис Шкуркин сказал "Прайм-ТАСС", что Минфин согласился понизить ведомству годичный план сборов с 3,47 трлн до 3,17 трлн руб. (на 9%). Причина - большее, чем подразумевало правительство, сокращение импорта. Минфин уже заложил в прогноз на 2010 год сокращение импорта еще на 55-58% к уровням 2009 года. Даже с учетом обвала импорта в первом полугодии 2009 года на 50% таковой прогноз смотрится очень резким - в отличие от прогноза сокращения экспорта в 2010 году на 45% от уровня прошедшего года.

КоммерсантЪ

Comments are closed.