Програмирование II

Часть II

Аргументы в пользу «Битрикс» — универсальность и регулярное обновление софта. «Би­трикс» выпускала обновления дважды в год — конкуренты делали это в лучшем случае раз в год. Важный маркетин­говый козырь Рыжиков получил в 2007 году. Ему удалось договориться с владельцем фирмы «1С» Борисом Нурали- евым о создании совместного предприятия «1С-Битрикс». «Для меня главное в Рыжикове как в партнере то, что для него на первом месте стоит само дело, он им живет, он все время в теме. Прибыль, деньги — тоже важно, но именно по­сле самого дела»,— вспоминает Нуралиев.

Сергей с партнерами внес в СП свою компанию, а Нура­лиев — деньги. Объем инвестиций стороны не раскрывают, но деньги в этой сделке далеко не самое главное.

ДЕНЬГИ НА ВЕРУ

На рынке бухгалтерских программ Борис Нуралиев уже сделал то, что Рыжиков пытался сделать в индустрии веб­сайтов. В 1990-е годы многие компании нанимали про­граммистов, чтобы те писали софт для подсчета налогов и управления бизнесом. Сейчас в сегменте малого и сред­него бизнеса 1С стала почти монополистом. «Мы решили, что раз партнерская модель позволила нам добиться отлич­ных результатов по продукту „1С: Предприятие", возможно применить аналогичный подход и в области интернета, создав совместную компанию»,— говорит Нуралиев. Сделка с 1С оказалась для «Битрикс» своевременной. Если в середине 2000-х предприятия заказывали в основном сайты-визитки, то к 2007 году вырос спрос на интернет- магазины. Для последних очень важно работать в связке с программами, отвечающими за склад, бухгалтерию и управление кадрами. Именно в этих областях сильна 1С. В 2008 году «1С-Битрикс» выпустила специальный продукт «1С-Битрикс: Интернет-магазин».

У 1С открытый стандарт обмена данными с интернет- магазинами. «Наши программы тоже неплохо взаимо­действуют с 1С,— уверяет Дмитрий Васильев,— но Сергей получил серьезный маркетинговый бонус. Если твоя ком­пания называется „1С-Битрикс“, то клиенты предполагают, что уж с 1С точно не должно быть проблем». Владелец ком­пании E-Commerce Technology Сергей Егорушкин говорит, что вообще не знает случаев беспроблемной интеграции внутренней бухгалтерии и е-коммерции: «Все производи­тели CMS говорят, что их сайты легко интегрируются с 1С, и все лукавят. Но „1С-Битрикс“ люди верят больше». Если

в 2007 году на софт для интернет-магазинов приходилось 20% выручки «1С-Битрикс», то сейчас — более 40%.

Кризис придал ускорение рынку тиражных CMS-систем, поскольку их внедрение обходится дешевле, чем индивиду­альные разработки (см. инфографику на стр. 28). Например, продукты «1С-Битрикс» начали использоваться крупными веб-студиями («Актис» и «Студия Лебедева»). «Заниматься разработкой коробочного софта и его внедрением — это очень разный бизнес. Сегодня мы не видим достойной аль­тернативы и все свои сайты делаем либо на „1С-Битрикс“, либо вообще без CMS»,— говорит Токовинин.

Недавно Сергей Рыжиков подсчитал, сколько «человеко- лет» было потрачено на создание его софта — получилось более 500. «1С-Битрикс» зарабатывает на масштабе: ее коро­бочные решения стоят от 10 тыс. руб. до 250 тыс. руб. Разра­ботка собственной CMS с нуля обойдется владельцу сайта как минимум в несколько сотен тысяч рублей. Сейчас, по данным аналитиков iTrack, компания «1С-Битрикс» за­нимает 53,4% российского рынка коммерческих CMS. У нее 6,5 тыс. партнеров, которые создали на этой платформе бо­лее 60 тыс. сайтов. Для сравнения: в активе NetCat 1,2 тыс. партнеров и около 10 тыс. сайтов.

УРОКИ МУДРОЙ ЧЕРЕПДХИ

Однажды Сергею Рыжикову нужно было принять непро­стое решение — уволить руководителя направления, ко­торый давно работал в компании, но явно не справлялся с обязанностями. Сергей мучился несколько недель, пока не посмотрел мультфильм «Кунг-фу панда». В одной из сцен мастер Шифу убеждал Угвея, старую и мудрую че­репаху, что может все. Шифу ударил по персиковому дереву, и персик упал на землю. «Я сказал ему: расти, и он растет»,— заявил Шифу. «Да, но вырастет только персик»,— ответил Угвей. «И это был ответ на мучивший меня вопрос,— при­знается Рыжиков.— Я же не могу из персика вырастить яблоню, могу только собрать нужных людей, чтобы полу­чить результат». Он уволил менеджера и стал искать под­ходящих сотрудников.

В 2008 году штат «1С-Битрикс» превысил 50 человек (сейчас их в компании 100). При этом программисты находились в Калининграде, а менеджеры по продажам и маркето­логи — в Москве. Рыжиков решил, что компании нужен внутренний корпоративный портал, где сотрудники могли бы вместе работать над документами и общаться. Безоговорочный лидер рынка корпоративных порталов — программа SharePoint от Microsoft. Однако, как оказалось, для небольшого бизнеса SharePoint не очень удобен — только на внедрение требовалось больше года и отдел из трех чело­век. Вскоре Рыжиков обнаружил еще один удивительный факт — некоторые компании создавали корпоративные порталы на базе «1С-Битрикс: Управление сайтом», хотя программа для таких задач не предназначена. Рыжиков решил, что обнаружил новую нишу. К 2009 году он создал продукт «1С-Битрикс: Корпоративный портал».

ЦЕЛЬ В ОБЛАКАХ

В продвижении нового продукта Сергей Рыжиков допустил ошибку. Он хотел продавать софт для корпоративных пор­талов через партнеров Microsoft, но те не желали портить отношения с гигантом. После года безуспешных перегово­ров Рыжиков переориентировался на собственных партне­ров по «1С-Битрикс: Управление сайтом». Т е нашли продукт перспективным. Сейчас в России корпоративный портал имеют, как правило, только крупные компании. По мнению Рыжикова, в ближайшие два-три года порталы начнут вне­дрять все компании со штатом от десяти человек. «1С-Битрикс» сделал ставку на простоту и скорость внедре­ния софта. «Так сложилось, что мы в компании внедряем и SharePoint, и „1С-Битрикс: Корпоративный портал“. На­чали с SharePoint, но процесс затянулся, так что пока мы бы­стренько запустили „Битрикс“»,— рассказывает Феликс Мучник. В Microsoft продукт конкурента комментировать не стали, сославшись на корпоративные правила.

Сейчас у некоторых партнеров Рыжикова на софт для вну­тренних порталов приходится 40-50% оборота. В выручке самой «1С-Битрикс» (152,3 млн руб. за 2010 год и прибыль

42,4  млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакс») это направ­ление составляет 20%. По расчетам Рыжикова, в 2011-м его бизнес вырастет на 50%, а продажи «1С-Битрикс: Корпора­тивный портал» — на 100%.

До конца года Рыжиков обещает запустить «1С-Битрикс 24» — корпоративный портал «в облаках», то есть на внешних серверах, работать с которыми можно удаленно, через ин­тернет. Это аналог другого продукта Microsoft — Office 365. Основный рынок сбыта для «облачных» порталов Рыжиков видит в США — программа будет продаваться на Amazon. Сейчас лишь 10% выручки «Битрикс» зарабатывает за рубе­жом через партнеров в Г ермании и США. Рыжиков убежден: если «1С-Битрикс 24» будет востребован, то доля импорта в обороте компании превысит 50% уже через два года. Похоже, новые программы «1С-Битрикс» — это классиче­ский случай, когда бизнесмен создает продукт в первую очередь для себя самого. До недавнего времени Рыжиков даже не записывал на планерках слова подчиненных и по­сле удивлялся, почему многое из обещанного не выполня­ется. Теперь у него есть управленческий софт.

 

Comments are closed.
.