СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ II

ЧУЖИМИ РУКАМИ

В недалеком прошлом западные компании для внутренних перевозок по России обращались к третьей стороне. «Это происходит и сейчас, но не­которые компании уже выражают намерение выйти на рынок самостоя­тельно. Ценовая политика в этом случае, скорее всего, будет премиальная. Но вполне возможно, что поддержка международного брэнда позволит дер­жать более низкие цены»,— говорит Сергей Лапин. Правда, как отмечают эксперты, в целом существенной разницы между стоимостью услуг наших и зарубежных логистов не наблюдается.

В активную борьбу за клиентов включилась и такая консервативная орга­низация, как «Почта России». Сейчас деятельность экспресс-оператора на­правлена прежде всего на повышение качества услуг. Начались изменения в области сервисного обслуживания, появилось новое программное обе­спечение. В Москве у EMS Russian Post есть актуальная в условиях столич­ных пробок услуга «Ночной курьер» (прием отправлений курьером в ночное время). Услуга по доставке почты курьером в дневное время называется «Личный курьер», она пользуется успехом у корпоративных клиентов, кото­рым важна доставка корреспонденции из рук в руки.

«„Почта России" открыла круглосуточный пункт приема/выдачи, где каждый клиент может сдать или получить отправление в любое время суток,— от­мечает Евгений Чечельницкий, директор EMS Russian Post.— А в самом центре Москвы появился новый клиентский зал, который стал одновре­менно курьерской базой и позволил ввести новые сервисы, направленные на повышение скорости доставки». В планах компании — ввести доставку отправлений по Москве в течение суток. Компания собирается открыть до 10 экспресс-центров по приему и выдаче отправлений по всей Москве и пять офисов обслуживания клиентов в крупных городах России. Новые курьер­ские базы должны появиться в Москве и области.

«Развитие EMS Russian Post, одного из крупнейших экспресс-операторов России с самой большой долей частных клиентов, происходит быстрыми темпами, опережающими рост отечественного рынка экспресс-доставки,— утверждает Евгений Чечельницкий.— Доходы экспресс-оператора увели­чиваются из года в год. Так, в первом полугодии 2011-го выручка выросла на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2010-го, а обрабатываемый объем почты — на 37%. Наибольший рост показателей наблюдается в об­ласти импорта отправлений EMS, что объясняется увеличением числа за­казов от россиян в зарубежных интернет-магазинах».

Чтобы ускорить доставку отправлений, EMS Russian Post оптимизирует отношения с иностранными партнерами. Например, упрощает процедуру возврата товаров в итальянский интернет-магазин Yoox, популярный среди российских клиентов. Совместно с почтой Китая создает систему инфор­мирования о местонахождении и задержках отправлений. Запускает обмен данными с почтой Казахстана о прохождении и сроках доставки отправле­ний. «Сейчас EMS Russian Post занимает 20% рынка. Улучшив сервис, мы планируем повысить лояльность наших клиентов и увеличить показатель до 23%»,— рассказывает Евгений Чечельницкий.

БЕЗ БАРЬЕРОВ

Одним из важных факторов роста рынка экспресс-доставки в 2010-2011 го­дах стало восстановление основных сегментов розничной торговли (быто­вая и компьютерная техника, автозапчасти, телекоммуникации и связь, ме- доборудование, рекламная продукция, строительные материалы, одежда и обувь). Эти группы товаров составляют существенную долю в общем объ­еме экспресс-отправлений. По словам Николая Воинова, с прошлого года и в начале текущего наблюдается повышенный спрос на услуги экспресс- доставки. Одна из причин — бурное развитие Рунета и дистанционной тор­говли. Экспресс-операторы, как и грузоперевозчики, активно предлагают свои услуги интернет-магазинам. По словам Сергея Лапина, растет спрос на услуги срочной доставки и доставки к определенному времени: «Летом про­шлого года мы вывели на рынок новую услугу — „Суперэкспресс", или до­ставка на следующий рабочий день, до 18:00 или до 13:00. Услуга премиаль­ная, но уже к концу года она заняла примерно 2% оборота СПСР». Доставка в крупных городах, особенно в столице,— это уже достаточно большой и вы­сококонкурентный рынок, доставка в регионы пока только развивается.

В скором времени отечественным и зарубежным логистам предстоит сра­зиться за огромный пласт частных клиентов. На сегодняшний день основная доля перевозок — около 70% — приходится на Ь2Ь-сегмент. Как правило, это деловой документооборот. По прогнозам экспертов, рынок будет разви­ваться за счет увеличения сегмента b2c. «Очевидная тенденция, которая по­степенно охватывает даже самые отдаленные уголки мира,— рост дистан­ционной торговли. Доставка — важное звено в цепочке заказа и получения товаров из интернет-магазинов. Способность операторов вовремя предло­жить простые и удобные покупателям решения уже сегодня отражается на расстановке сил на рынке»,— подтверждает Елена Емельянова, директор по маркетингу DHL Express в России.

Несмотря на все преимущества, международные экспресс-перевозчики по- прежнему больше ориентированы на экспорт. «Интеграторам» передавать свои объемы тем, кто уже выстроил сети доставки по стране, проще, чем вкладывать большие деньги в развитие соответствующей инфраструктуры. На сегодняшний день нет никаких предпосылок к тому, чтобы российские компании начали строить глобальные сети доставки: слишком дорого и не нужно, проще договориться с кем-то, кто уже такую сеть имеет. Другое дело — локальные сети между странами-соседями. «Так, с введением Та­моженного союза исчезли таможни на границе России с Казахстаном и Бе­лоруссией. Мы, имея к тому времени полноценную инфраструктуру в этих странах, тут же соединили их сетью маршрутов. Эффект колоссальный! Объемы растут как на дрожжах, и это отличный пример того, как могут развиваться рынки, когда падают административные и таможенные ба­рьеры»,— рассказывает Николай Воинов

ОПЫТНЫМ ПУТЕМ

БЛАГОДАРЯ И ВОПРЕКИ ЧЕМУ НЕБОЛЬШОЙ РОССИЙСКИЙ ЭКСПРЕСС- ПЕРЕВОЗЧИК МОЖЕТ СТАТЬ ОДНИМ ИЗ ЛИДЕРОВ ОТРАСЛИ? ОБ ЭТОМ РАССКАЗЫЗАЕТ ОЛЬГА ЖДАНОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА РЕКЛАМЫ КОМ­ПАНИИ ^ЕСТ-ЭКСПРЕСС*, КОТОРОЙ В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 15ЛЕТ.

Каким был старт?

Мы начинали работать в 1996 году как небольшая курьер­ская служба. Компания стремительно развивалась, и се­годня это один из лидеров рынка курьерских, логистиче­ских услуг и грузоперевозок России. В 2011 году мы стали первым и единственным среди операторов логистических услуг членом Ассоциации российских банков. Сегодня «Зест- экспресс» представлен высокопрофессиональными сотруд­никами на всей территории нашей страны. У нас собственный парк современных автомашин, наши склады оборудованы по последнему слову техники: это современные системы видео­наблюдения и противопожарной сигнализации, собственная служба охраны. Все площади оснащены стеллажами, элек­тропогрузчиками. На следующий год запланировано откры­тие филиалов в странах СНГ.

С какими сложностями вам пришлось столкнуться?

Проверкой на прочность компании стал кризисный 2008 год. Общий спад на рынке логистических услуг, по разным оцен­кам, составил около 30%, с рынка ушли несколько сильней­ших игроков, в том числе с мировым именем. «Зест-экспресс» преодолел это время не только без снижения объемов отпра­вок, но и с их увеличением на 16,5% по сравнению с докри­зисным периодом. По большей части этому способствовала выбранная «Зест-экспресс» политика, ориентированная на развитие за счет собственных средств, без привлечения за­емных денег. «Зест-экспресс» — одна из немногих курьер­ских компаний со 100% российского капитала.

 

No comments yet.

Добавить комментарий

.