Взяточники нагуляли аппетит

Взяточники нагуляли аппетит

В протяжении прошлых лет в стране непреклонно сокращался размер теневой экономики. Но кризис развернул тенденцию в оборотную сторону: из-за неизменной смены правил игры и роста коррупции малый и средний бизнес снова стал уходить в тень.

Как сказал управляющий Федеральной службы гос статистики Александр Суринов, рост теневой экономики возобновился с третьего квартала 2009 года, когда достигнули пика кризисные явления, очень выросла безработица. В итоге "ненаблюдаемая экономика", по терминологии Росстата, на сей день достигнула 25% от общего ее объема.

Вобщем, по воззрению независящих профессионалов, официальные оценки теневой экономики очень занижены. Интересно, что эта цифра фактически не изменяется в протяжении многих лет: в конце 90-х годов Росстат оценивал ее приблизительно на том же уровне, что и на данный момент. Но уже тогда были противоречия меж данными официальной статистики и МВД, которая давала этому сектору 30-35%. А поэтому к этим расчетам следует относиться осторожно. По расчетам независящих профессионалов, в тени расположилась до 40% всей российскей экономики.

Хотя мы много говорим о русской теневой экономике как о масштабном явлении, необходимо подчеркнуть, что она всераспространена везде. Из государств по этому показателю в СНГ на первом месте Грузия - с 67,3% в 2000 году и 72% в 2007 году, дальше идет Азербайджан, где эти характеристики соответственно - 66,3% и 69,6%, Украина - 52% и 58% соответственно. Даже в агрессивно регулируемой государством экономике Белоруссии в 2000 году размер незаконного производства составил 48% и 53% - в 2007 году. А вот размеры теневой экономики в неких странах ОЭСР: в Греции она в 2009 году составила 25%, в Италии - 22%, в Португалии и Испании - по 19,5%, в Бельгии - 17,8%.

Вроде бы ни различались числа теневой экономики, ясно одно: ее масштаб очень велик. И пока нет признаков того, что наш бизнес планирует вывести ее из затемнения. Хотя кризис ухудшил ситуацию, в определенной степени зачеркнул то положительное, что происходило в докризисный период, дело все таки не в нем. Непременно, у этой трудности есть глубочайшие исторические корешки, теневая экономика была еще в СССР, сначала в виде так именуемых "цеховиков". Понятно, что масштабы их деятельности нереально даже близко сравнить с их современными последователями. Ну и номенклатура производимой ими продукции была куда скромней. По оценке напарника компании ФБК Игоря Николаева, собственного максимума русская теневая экономика достигнула к середине 90-х годов. И с конца 90-х годов начала понижаться, и этот процесс длился до начала кризиса. Он был вызван стабилизацией политической и экономической ситуации в стране: причин, толкающих бизнес в тень, стало меньше, и они утратили часть былой остроты.

Часто встречающийся вид теневой экономики - уклонение от уплаты налогов. Фонд «Индем» проводил исследование: почему все таки бизнес не желает платить подати в полном объеме? В большинстве случаев бизнесмены отвечали, что причина этого явления - неизменная смена правил игры в этой сфере. Если б правительство не меняло их в протяжении долгого периода, то, по словам бизнесменов, в данном случае появился бы размеренный горизонт планирования и можно было бы предсказывать на долгий срок свою работу. Сейчас же одна из базисных обстоятельств ухода в тень, которая заполучила необыкновенную актуальность в кризис, - это создание страхового фонда, направленного на ликвидацию последствий от часто меняющихся фискальных требований страны

В Рф сейчас сложилась феноминальная ситуация - когда в теневой экономике правила игры более прогнозируемые и постоянные, чем в официальном секторе. А у бизнеса есть золотой закон - минимизировать опасности. Вот малый и средний бизнес уходит в тень, где ему спокойней, наименее рискованно.

2-ой мощнейший фактор ухода в тень - коррупция. При этом связь здесь ровная: ее рост - свидетельство того, что вырастает и неформальный сектор. И напротив.

В принципе следует признать, что кризис беспристрастно принуждает уходить часть малого бизнеса в тень хотя бы с целью понижения издержек. Но на данный момент, когда экономика, пусть не без усилий, выберется из сложной ситуации, принципиально сделать так, чтоб приостановить этот процесс. И опять провоцировать компании заниматься законной деятельностью. Потому так принципиально то, какие реальные деяния предпримет правительство.

Одно из повсевременно циркулирующих предложений - это понижение налоговой нагрузки на малый бизнес. Но Игорь Николаев считает,

13 Responses to “Взяточники нагуляли аппетит”

  1. Doko 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    Грамотно, спасибо.

  2. Andrluev 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    «Незаконная экономика была, есть и будет.»
    Брависимо!!!! Все другое — пустой звук (выперд, не принципиально)!!! Ура!!! За нелегалов!!!

  3. Zilko 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    М-да… каждый лицезреет только то, что желает узреть….

  4. Barurdeva 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    Вообщем-то все верно, не считая пожалуй:
    «Одно из повсевременно циркулирующих предложений — это понижение налоговой нагрузки на малый бизнес» — в будущем году будут увеличены отчисления в ПФ, так что ни о каком понижении налогов речи никто не ведет, а это в свою очередь причина для выплаты зп в конвертах :( (.

  5. Baroev 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    Пора уже осознать, что когда власть заикается «о понижении налоговой нагрузки» это значит конкретно Повышение оной. Это таковой «наркоз», который уже применялся не раз. Насчет Пенсионного Фонда Вы верно написали.. В итоге «налоговая нагрузка» определяется суммарными платежами бизнесмена, а они тольок вырастают..

  6. Raurdeva 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    Про тупой НДС запамятовали! Ну и сам налоговы

  7. Dihko 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    Да и сам Налоговый кодекс «Супертупой»

  8. Bizko 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    Да никогда он не сокращался! Создатель статьи очевидно не » в теме».
    Принятые в 90-ых годах экономические законы и имеющиеся до настоящего времени, а именно,налоговые, сделали Неосуществимым ведение в Рф законного предпринимательства, ибо при стопроцентно выплачиваемых налогах,арендных платежах, лицензионных и сертификационных платежах, и т.д (не говоря уж о взятках, откатах и пр.) ведение предпринимательства просто УБЫТОЧНО.

  9. Andrko 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    …и все это тянет налогоплательщик…

  10. Alexoolev 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    как здесь мне на медне произнес один налоговик, когда я ему указал на статью в НК и произнес что он неправ: «НК написан для НАС, а не вам». :) ) Про какой «порядок» может идти речь? Если в акты пишут заранее вещи, противоречащие НК. Это наверняка тоже один из методов контроля…

  11. Pzensky 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    У меня есть подозрение, что налоговая имеет некий собственный, скрытый Налоговый кодекс, который реально отличается от размещенного…

  12. Bizonov 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    Не просто имеет, а удачно его применяет на практике! Есть письма с грифом «ДСП», которые Вам никогда не покажут, и о существовании кторых Вы понятия не имеете! — но при всем этом Вы ДОЛЖНЫ им соответствовать! Это КАК?…К примеру, письма: о «неопасном размере (%) вычетов по налогу НДС», либо «о начислении заработной платы работникам в размере — не ниже прожиточного минимума (утверждаемого ежеквартально Законодательным собранием области)», «о предельном размере торговой наценки», и т.д., и т.п. Все это НЕ ПРОПИСАНО в Налоговом Кодексе! А мы (малый бизнес) Должны это соблюдать, и при всем этом «не впасть в убытки»…

  13. Alexoolev 30.11.-0001 at 12:00 дп #

    Власть отлично знает что необходимо сделать для того чтобы убрать «необходимость уходить в тень»
    - закончить облагать трудноконтролируемыми налогами
    конкретнее говоря — НДС перевоплотить в Акциз на добычу, с других брать налог с оборота.
    - убрать из зоны ответственности работодателя ответственность за налоги которые должен платить работник.
    конкретнее говоря — работодателя не должны заинтересовывать пенсионные, НДФЛ и остальные отчисления которые вправе в том либо ином виде делать работник
    - уровнять всех в системе выплаты налогов и возвратов налогов из бюджетов — если все априори в одних критериях, то нет потребности в настолько раздутом штате контролеров и в итоге это понижает коррупционную составляющую.
    - закончить вытягивать из бизнеса средства прессом контролирующих органов — хватит пугать люд МЧСом и другими надзорными органами — обусловьте прозрачные правила которые можно выполнить, разработайте способу выполнения, а не выворачивайте руки опасностями «либо ты платишь за сервис ОПС обозначенной организации и они ничего не делают просто закрывают для тебя акты либо вообщем перестрой свое здание по нормам которые мы завтра додумаем…»

    Может еще чтото необходимо, но в голову слету не приходит.