Очень условное освобождение

Очень условное освобождение

Если веровать обещаниям правительственных чиновников, кошмарить проверками малый бизнес закончат уже с 1 мая. Но не считая слов, еще есть и документы. Если пристально вчитаться в закон, который вот-вот вступит в силу, поверить в прекращение проверочного диктата становится трудно. Судя по всему, закон не только лишь не освободит бизнесменов от большинства имеющихся проверок, да и обяжет их к дополнительному общению с властями.

Власть проверяющих

То, что правительство в конце концов решило что-то сделать с проверками, изматывающими предпринимателей, непременно, отлично. Но, чтоб вправду по достоинству оценить эту муниципальную инициативу, для начала стоит поведать о том, чем все-таки проверяющие так раздражают коммерсантов.

Если слушать бизнесменов, одна из главных заморочек заключается в том, что проверяющих, представляющих разные муниципальные либо городские органы, очень много. И у каждого из их есть право, данное любым законом и подкрепленное ведомственной аннотацией, показаться на пороге бизнесмена фактически в хоть какое время. Имеющиеся у многих ведомств регламенты позволяют сейчас при желании затягивать, продлевать либо инициировать новые проверки фактически нескончаемо, другими словами отымать столько рабочего времени у предпринимателей, сколько сочтут необходимым проверяющие. И даже если по сути проверяющему просто не нравится заглавие магазина либо форма носа его обладателя, на бумаге все будет смотреться легитимно.

Другая неувязка проверок, на которую стоило бы направить внимание,- только формальный подход, заложенный в законах и инструкциях. Другими словами проверяющие озабочены сначала выявлением не реальных, а формальных, "картонных" нарушений. Так, к примеру, по рассказу управляющего 1-го из компаний, его оштрафовали за то, что он нелегально утилизировал лампы дневного света, освещавшие его кабинет. Не на основании того, что он эти лампы нелегально выкидывал, а на основании того, что он не сумел показать проверяющим контракт с организацией, уполномоченной на утилизацию ламп. Этим же принципом руководствуются и налоговики, которые формально на легитимных основаниях отказывают в вычете по НДС из-за неуказанного в счете-фактуре телефона организации либо ошибки в написании адреса. Необходимо отметить, что у такового легализованного формализма есть и оборотная сторона: реально неработающая пожарная сигнализация может не вызвать замечаний инспектора, если бумаги на нее в порядке.

Еще одна неувязка, на которую указывают бизнесмены,- непонятная эффективность деятельности проверяющих. По воззрению большинства коммерсантов, согласившихся анонимно побеседовать на данную тему, доход от проверок малого бизнеса поступает в большей степени не в муниципальную казну, а в кармашки нечистых на руку чиновников. Другими словами штрафов малый бизнес платит куда меньше, чем мзды. Таким макаром, повышение числа проверок только в малой части ведет к заполнению бюджета, все другое достается тем, кто эти проверки проводит и организует.

И, в конце концов, одна из самых противных ситуаций для бизнеса - это внедрение проверки как инструмента давления. Время от времени так пополняют бюджет, как в случае с "зарплатными" комиссиями: угрожая проверками, на бизнесменов давят, пытаясь получить в бюджет больше отчислений из фонда оплаты труда. А время от времени объекту проверки предлагается заплатить самим проверяющим. Так, не так давно задержанные в Москве оперативники УБЭПа, изъявшие компы с базами данных компании "Умственные транспортные системы", по версии следствия, просили за их возврат $30 тыс. Известны примеры, когда разные проверяющие на легитимных как бы основаниях устраивали коммерсантам различные проблемы по заказу соперников либо обиженных клиентов.

Вне закона
Новый закон 294-ФЗ, регулирующий порядок проверок, подписан Дмитрием Медведевым 26 декабря 2008 года и именуется "О защите прав юридических лиц и личных бизнесменов при осуществлении муниципального контроля (надзора) и городского контроля". Но стоит прочитать хотя бы 1-ые главы, как становится понятно, что этот документ никак не может считаться охранной грамотой для бизнеса и от вышеперечисленных заморочек навряд ли кого-либо освободит.

Из пт 3 первой статьи закона следует, что он не применяется к ряду действий муниципальных органов, которые, на самом деле, занимаются более противными проверками для бизнеса. А именно, закон не используется при проведении налогового контроля, другими словами налоговые проверки и после вступления закона в силу будут происходить по-старому.

Не распространяется закон и на оперативно-разыскные мероприятия, создание дознания, проведение подготовительного следствия, также на ведение административного расследования. А это конкретно те основания, которыми на данный момент пользуются разные силовые ведомства, организующие собственные проверки компаний, проводящие выемки документов и аресты компов.

Не считая того, закон оставляет вне поля собственного деяния денежный контроль и финансово-бюджетный надзор, денежный контроль, контроль на денежных рынках, банковский надзор, расследование обстоятельств появления чрезвычайных ситуаций, заразных и массовых неинфекционных болезней либо отравлений, злосчастных случаев на производстве.

В другой главе нового закона определяется список контрольных функций страны, при выполнении которых надлежащие органы могут управляться другими законами. Так, в части, касающейся разных моментов при проведении проверок, другие законы регулируют полтора 10-ка видов муниципального контроля и надзора: таможенного, антимонопольного, экспортного, миграционного, трудового, лицензионного, строительного, контроля за деятельностью саморегулируемых организаций, обеспечения транспортной безопасности, в областях связи, воззвания и защиты инфы, гос потаенны, оборота орудия и наркотических средств, безопасности дорожного, жд, воздушного движения и судоходства, также за промышленной, ядерной и радиационной безопасностью.

Так что если в предписании проверяющих будет обозначено основание, касающееся перечисленных выше сфер контроля, то бизнесмену нужно быть готовым к тому, что инспектировать его будут не так, как описано в новеньком законе 294-ФЗ, а как-нибудь по-другому.

Почаще, но подольше

Слова о том, что малый бизнес сейчас будут инспектировать не почаще чем каждые три года, уже неоднократно звучали с самых больших трибун. Вправду, в законе 294-ФЗ содержится норма, определяющая периодичность постоянных проверок. Но в нем содержатся и другие нормы - а именно, устанавливающие очень вероятные сроки проверок. И тут новый закон не обещает бизнесменам ничего неплохого. В согласовании со статьей 13 срок проведения проверок не может превосходить 20 рабочих дней, другими словами проверка может длиться фактически полный рабочий месяц. Для малых компаний, правда, есть обмолвка: их можно инспектировать чуток больше недели в году - 50 часов.

Больше всего, естественно, подфартило микропредприятиям. Наибольший срок проверки для их - 15 часов в год. Видимо, расчет делался на особо въедчивых и внимательных проверяющих, беря во внимание, что у таких компаний вся рабочая документация помещается обычно в 2-3 папках, а занимаемые ими площади просто можно оглядеть за несколько минут.

Также закон предугадывает случаи, когда и этих длительных сроков для проверки может не хватить. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и долгих исследовательских работ, испытаний, особых экспертиз и расследований, срок проверки может быть увеличен вдвое.

Принципиально отметить, что в новеньком законе о защите прав юридических лиц и бизнесменов бытует совсем новое, пока неизвестное предпринимателям понятие - "извещение о начале воплощения предпринимательской деятельности". Как надо из текста закона, средством этого документа юридическое лицо либо личный бизнесмен должны докладывать органам гос власти о начале воплощения отдельных видов предпринимательской деятельности, о соблюдении ими неотклонимых требований, также о согласовании их работников осуществляемой ими предпринимательской деятельности. Не считая того, властей сейчас надлежит уведомлять о согласовании созданных для использования в процессе воплоще
ния предпринимательской деятельности территорий, построек, строений, сооружений, помещений, оборудования и тс неотклонимым требованиям и требованиям, установленным государственными правовыми актами.

При всем этом имеются в виду не какие-нибудь особые виды деятельности, требующие завышенного муниципального внимания, а полностью мирные занятия: предоставление бытовых и транспортных услуг, розничная и оптовая торговля, создание одежки и обуви, издательская деятельность, обработка древесной породы, также неважно какая деятельность, связанная с внедрением вычислительной техники и информационных технологий, кроме той, что осуществляется в целях защиты гос потаенны.

Наивно мыслить, как будто обозначенное извещение подменяет функцию гос регистрации. Извещение должно осуществляться дополнительно - после регистрации, но до начала деятельности. За нарушение порядка извещения законом предусмотрена ответственность.

Местные власти требуют не волноваться

Есть, вобщем, в новеньком законе и такие положения, которые порадуют многих бизнесменов. К примеру, статья 3, декларирующая такие принципы защиты прав юридических лиц и бизнесменов, как в большей степени уведомительный порядок начала отдельных видов деятельности, презумпция добросовестности либо открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется.

Одно из более ценных и приметных инноваций - это то, что закон сейчас воспрещает местным властям добиваться от коммерсантов получения у их каких-то разрешений на определенные в законе виды деятельности. Практически функцию получения дополнительных разрешений закон конвертирует в систему дополнительных извещений.

К увлекательным новаторствам можно отнести и запрет на проведение мероприятий по контролю за счет самого коммерсанта, также право юридических лиц и бизнесменов добиваться возмещения вреда, причиненного действиями проверяющих. Что принципиально, статья 22 нового закона дает возможность возмещать даже упущенную выгоду за счет бюджета - правда, только в этом случае, если трибунал признает деяния проверяющих неправомерными.

Новый закон почти всегда не допускает проведения выездных проверок при отсутствии управляющего предприятия. Не допускается требование документов, не являющихся объектом проверки, требование нотариально заверенных копий, также сейчас запрещено изымать при проверке оригиналы документов. Для проведения внеплановой проверки органы контроля должны сейчас получать разрешение прокурора.

По новенькому закону проверяющие не могут отбирать эталоны продукции без составления протокола. Нельзя распространять информацию, полученную в процессе проверок, если она содержит коммерческую тайну. Не считая того, проверяющие должны объяснять коммерсантам сущность собственных требований и знакомить их с надлежащими документами.

Но не следует забывать о том, что соблюдать все эти либеральные по собственной сущности положения должны только те проверяющие, для которых в первой главе нового закона не изготовлено исключений. А это совершенно нестрашные и отлично знакомые коммерсантам инспекторы из местных органов контроля - чего-нибудть типа комиссии из районной управы либо префектуры. Ведь налоговики, бойцы с экономическими злодеяниями и многие другие потенциально небезопасные для бизнесмена проверяющие могут в собственной деятельности законом 294-ФЗ не управляться.

ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВ

Журнальчик «Деньги» № 16-17(721-722) от 27.04.2009

Comments are closed.