Украинская правда
Почтовая рассылка:
Поиск:
Заказать рассылку
Найти
Экономическая правда
Суббота, 8 Октябрь 2011, последнее обновление: 11 минут назад

Двуликий Янус страхового закона

"Усиление роли надзорных органов, увеличение различных форм отчетности и нетипичных обязательств вроде предоставления информации миллионам клиентов о налогообложении платежей и выплат, раскрытие коммерческой информации о размерах комиссионного вознаграждения повысит затратность страхового бизнеса".

В конце июня президент подписал закон, изменивший порядок регулирования рынка небанковских финансовых учреждений - страховых компаний - СК - ломбардов, кредитных союзов.

Он предоставляет госорганам дополнительные полномочия по усилению контроля за сектором.

Закон вызвал неоднозначное восприятие участников рынка. С одной стороны, его называют документом европейского образца, с другой - считают, что он может усилить коррупционное давление на бизнес.

В любом случае, попытка Госфинуслуг сделать более прозрачной работу страховых компаний при раскрытии корпоративной информации должна повысить дисциплинированность страховщиков и упростить работу брокеров, аналитиков и рейтинговых агентств.

Однако к моменту вступления в силу изменений в закон регулятору придется разработать много документов. Они должны содержать четкие критерии и выражены в понятных формулах, цифрах и коэффициентах нормативы.

За ними определяться достаточность капитала, платежеспособность, ликвидность, прибыльность, качество активов и рискованности операций.

"Усиление роли надзорных органов, увеличение различных форм отчетности и нетипичных обязательств вроде предоставления информации миллионам клиентам о налогообложении платежей и выплат, раскрытие коммерческой информации о размерах комиссионного вознаграждения повысит затратность страхового бизнеса", - объясняет председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.

По его мнению, увеличивается возможность совершить ошибку, а штрафные санкции при этом расширяются.

Ветер из Европы

Большинство норм документа вступят в силу в июле 2012 года и лишь одна - в декабре 2011 года. Это требование получения от органов, осуществляющих госрегулирование рынков финансовых услуг, письменного согласования на приобретение существенного участия в финучреждении.

Это касается юридических или физических лиц, которые намерены владеть и прямо или косвенно контролировать 10%, 25%, 50% и 75% уставного капитала такого участника или право голоса приобретенных долей в органах управления профессионального участника фондового рынка.

"Эта норма не внесет ощутимых изменений в правила игры, поскольку почти каждая СК в Украине и так принадлежит только одному владельцу. Создание в ней подразделения и назначении подотчетного Наблюдательном совете ответственного лица за внутренний аудит выглядит правильно, но на практике вряд ли приведет к существенным изменениям в работе ", - замечает Черняховский.

Такие права владелец мог реализовывать в рамках полномочий Наблюдательного совета. Кроме того, отмечает эксперт, не являются конкретными причины отказа согласования Госфинуслуг увеличение участия в капитале, что может негативно повлиять на инвестиционную привлекательность рынка.

Новацией закона является раздел с пруденциального надзора, которая базируется на оценке рисков непредоставления услуг или потери средств клиентов. Также закон перечисляет информацию, которая должна быть включена в отчет о корпоративном управлении.

"Закон содержит нормы, характерные для европейских финансовых рынков. Частности, это норма о приобретении и согласования существенной доли финучреждения с регулятором или размер вознаграждения за год членов Наблюдательного совета и исполнительного органа", - подчеркнул в разговоре с "ЭП" заместитель главы Госфинуслуг Дмитрий Лутак .

По его словам, для отечественного рынка такая информация является необычной: кто и сколько зарабатывает и какие вознаграждения получает.

"Что касается опасения экспертов о произвол, то оно может быть где угодно. Последняя кризис показал, что опасность поступила не из реального, а финансового сектора, поэтому требования к его участникам должны быть жестче", - уверен чиновник.

Прогрессивный или регрессивный

Закон вводит ряд новых понятий. Например, понятие о "аффилированные лица" позволит контролировать процессы долевого участия СК банками, которые создают, или отслеживать степень участия в акционерном капитале в компании по страхованию жизни нелайфовои СК.

Перечень требований к источникам происхождения средств СК, о которых на рынке говорят почти шесть лет, позволят определить ликвидность активов финучреждения.

"Новый закон является прогрессивным и расширяет полномочия регулятора", - подчеркивает президент Лиги страховых организаций Украины Наталья Гудыма.

Он определяет перечень документов, которые финансовое учреждение должно предоставить клиенту до заключения с ним соглашения. Требование сообщать клиенту информацию о размере его вознаграждения до подписания с клиентом договора будет способствовать защите прав потребителей.

По оценке Гудымы, средний показатель вознаграждения страхового агента при страховании жизни составляет до 60%, при нелайфовому - 5-40%.

"Такая информация будет свидетельствовать, какие средства компания позволяет тратить на вознаграждение своим агентам, и показывать целесообразность таких затрат. Регламентирование посреднической деятельности является положительным новшеством и позволит учесть всех агентов, страхующих" автогражданки ", - говорит Гудыма.

Впрочем, по мнению экспертов, агентам, которые заключают договоры обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, следует остерегаться нормы закона о необходимости регистрироваться в Моторном транспортном страховом бюро Украины.

Она странным образом появилась во втором чтении закон без обсуждения при подготовке документа. По одной из версий, это может быть попыткой Госфинуслуг подготовить для перевода под крыло государственной СК, которую руководство регулятора намеревалось создать по инициативе арестованного Василия Волги , списков агентов по ОСАГО.

По мнению Черняховского, попытка сделать более прозрачной работу страховых компаний при раскрытии информации должна повысить дисциплинированность страховщиков и упростить работу брокеров, аналитиков и рейтинговых агентств.

Однако к моменту вступления в силу изменений в закон Госфинуслуг придется разработать еще много документов. Они должны содержать четкие критерии и выражены в понятных формулах, цифрах и коэффициентах нормативы.

За ними определяться достаточность капитала, платежеспособность, ликвидность, прибыльность, качество активов и рискованности операций. Это непростая задача для регулятора.

© 2005-2011, Экономическая правда. Использование материалов разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на "Версии.com".